Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [25]
Поиск
Сайт учителя музыки Окольновой Ирины Фёдоровны Пятница, 10.05.2024, 18:59
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Цели и задачи программы Д.Б.Кабалевского
28.02.2011, 21:35

Более чем за 90 лет существования советской, а затем российской школы, в области музыкально-эстетического воспитания накоплен значительный опыт. Однако в начале 70-х годов ХХ века положение дел в этой области перестало удовлетворять основную массу педагогов и всех тех, кто занимался проблемами музыкального воспитания в общеобразовательной школе. Стал вопрос о появлении новой программы, созданием которой занялся Д. Б. Кабалевский.

В начале 70-х годов он создаёт книгу "Про трёх китов и про многое другое" и после этого от учителей-практиков, родителей, студентов к нему стали приходить письма с просьбой: основные мысли этой книги положить в новую программу "Музыка в школе". И в 1973 году Д. Б. Кабалевский в качестве учителя музыки начинает работу в 1 классе 209 Московской школы и одновременно в НИИ школ создаёт экспериментальную лабораторию "музыка", которая занялась теоретическим и практическим обоснованием программы.

Д. Б. Кабалевский в корне пересмотрел структуру и цель уроков музыки. Прежде основным разделом урока было хоровое пение. Педагоги ссылались на крылатые слова Ушинского «Запоют школы, запоёт вся страна», совершенно не учитывая, что Ушинский в дореволюционной школе не мог выдвигать какие-то иные задачи, т.к. перед ним стояла масса ограничений:

  • музыкальное образование не могло развиваться плодотворно в условиях всеобщей неграмотности в России;
  • школы не обладали нужной материально-технической базой;
  • перед школой стояла задача: подготовка церковных певчих.

Д. Б. Кабалевский понимал, что в современной школе должны быть более масштабные задачи в музыкальном воспитании, и поэтому он не разграничивал урок на различные виды деятельности, нет главного среди них, все подчинены единой цели : воспитание музыкальной культуры, как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры.

Отсюда вытекает конечная цель – музыкой воспитывать человека. Через музыку учитель влияет на внутренний мир ребенка, его нравственность.

Цель программы определяется рядом задач:

1. Формирование эмоциональных отношений к музыке на основе ее восприятия.

В основе этой задачи лежит проблема увлеченности. «Увлечь ребят музыкой – этот коренной вопрос не должен упускать учитель, начиная с первого урока в 1 классе» – пишет Кабалевский в «Объяснительной записке» к программе. Не случайно в программу включены высокохудожественные произведения: русских композиторов (например, концерт №1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского); советских композиторов («Время, вперед!» Г. В. Свиридова); зарубежных композиторов (5 симфония Л. Бетховена); русские народные песни - «Вниз по матушке, по Волге». Для того чтоб увлечь ребят на уроке, учитель использует различные методы. Например, в младших классах прибегает к игровым ситуациям: знакомство с тремя китами на основе сказки-легенды;
игровое четырехручие (например, «Хор козлят» из оперы М. В. Коваля);
часто на уроках в начальных классах учитель инсценирует песню для хорового исполнения (например, «Игра в гостей» Д. Б. Кабалевского: класс делится на 2 группы, которые поют, сопровождая пение легким поклоном головы и туловища).
В старших классах используется другая форма для развития увлеченности. Для того чтобы ребята почувствовали себя искателями, творцами, они сами с помощью учителя (но не через назидание, наставление) приходят к важным выводам, высоким нравственным ценностям.

Решение первой задачи на уроке возможно лишь в атмосфере взаимоуважения и взаимодоверия, которое должно существовать между учителем и учениками, т.е. на уроке музыки должна доминировать педагогика сотрудничества. Учитель должен так стараться строить свои уроки, чтоб ребята не заметили, что их учат, а сами должны стать истинными открывателями.

2. Формирование осознанного отношения к музыке, на основе ее восприятия, т.е. мы должны учить детей слышать музыку и размышлять о ней. Эта задача тесно перекликаются с задачей формирования художественного вкуса.

Важно формировать иммунитет против низкопробной сиюминутной музыки. Надо учить находить в области любой музыки (серьезной, легкой) высокохудожественные образцы. Кабалевский пишет в своей книге «Воспитание ума и сердца»: «Винить молодого человека в пристрастии к легкой музыке, значит винить в том, что он молод. Однако, если только легкая музыка является основой его духовного багажа, то этот факт говорит о духовной нищете человека». Можно ли встретить человека, который никогда не читал серьезных книг и ограничивает свой круг только юмористическими журналами, однако в музыке такая бездуховность наблюдается довольно часто: человек не зная музыки, говорит с пренебрежением и невежеством. Кабалевский пишет: «если на одну чашу весов положить всё даже лучшее, что рождено в области развлекательной музыки, а на другую - всего лишь одну «Лунную сонату» Бетховена, то эта чаша весов решительно перевесит первую…». Вот почему на уроке учитель не должен избегать диспутов, споров, дискуссий.

3. Формирование деятельно-практического отношения к музыке на основе ее восприятия, т.е. это развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки: они учатся петь, играть на детских музыкальных инструментах, знакомятся с элементами пластического интонирования (музыкально- ритмические движения, даже импровизация).

Развивать творческие способности учитель должен по принципу: от простого к сложному.

Категория: Мои файлы | Добавил: okol
Просмотров: 7553 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.8/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 160
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz