Более чем за 90 лет существования советской, а затем российской
школы, в области музыкально-эстетического воспитания накоплен
значительный опыт. Однако в начале 70-х годов ХХ века положение дел в
этой области перестало удовлетворять основную массу педагогов и всех
тех, кто занимался проблемами музыкального воспитания в
общеобразовательной школе. Стал вопрос о появлении новой программы,
созданием которой занялся Д. Б. Кабалевский.
В начале 70-х годов он создаёт книгу "Про трёх китов и про многое другое"
и после этого от учителей-практиков, родителей, студентов к нему стали
приходить письма с просьбой: основные мысли этой книги положить в новую
программу "Музыка в школе". И в 1973 году Д. Б. Кабалевский в качестве учителя музыки начинает работу в 1 классе 209 Московской школы и
одновременно в НИИ школ создаёт экспериментальную лабораторию "музыка",
которая занялась теоретическим и практическим обоснованием программы.
Д. Б. Кабалевский в корне пересмотрел структуру и цель уроков
музыки. Прежде основным разделом урока было хоровое пение. Педагоги
ссылались на крылатые слова Ушинского «Запоют школы, запоёт вся страна»,
совершенно не учитывая, что Ушинский в дореволюционной школе не мог
выдвигать какие-то иные задачи, т.к. перед ним стояла масса ограничений:
- музыкальное образование не могло развиваться плодотворно в условиях всеобщей неграмотности в России;
- школы не обладали нужной материально-технической базой;
- перед школой стояла задача: подготовка церковных певчих.
Д. Б. Кабалевский понимал, что в современной школе должны быть более
масштабные задачи в музыкальном воспитании, и поэтому он не
разграничивал урок на различные виды деятельности, нет главного среди
них, все подчинены единой цели : воспитание музыкальной культуры, как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры.
Отсюда вытекает конечная цель – музыкой воспитывать человека. Через музыку учитель влияет на внутренний мир ребенка, его нравственность. Цель программы определяется рядом задач:
1. Формирование эмоциональных отношений к музыке на основе ее восприятия.
В основе этой задачи лежит проблема увлеченности. «Увлечь ребят
музыкой – этот коренной вопрос не должен упускать учитель, начиная с
первого урока в 1 классе» – пишет Кабалевский в «Объяснительной
записке» к программе. Не случайно в программу включены
высокохудожественные произведения: русских композиторов (например,
концерт №1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского); советских
композиторов («Время, вперед!» Г. В. Свиридова); зарубежных
композиторов (5 симфония Л. Бетховена); русские народные песни - «Вниз
по матушке, по Волге». Для того чтоб увлечь ребят на уроке,
учитель использует различные методы. Например, в младших классах
прибегает к игровым ситуациям: знакомство с тремя китами на основе сказки-легенды; игровое четырехручие (например, «Хор козлят» из оперы М. В. Коваля); часто
на уроках в начальных классах учитель инсценирует песню для хорового
исполнения (например, «Игра в гостей» Д. Б. Кабалевского: класс делится
на 2 группы, которые поют, сопровождая пение легким поклоном головы и
туловища). В старших классах используется другая форма для
развития увлеченности. Для того чтобы ребята почувствовали себя
искателями, творцами, они сами с помощью учителя (но не через
назидание, наставление) приходят к важным выводам, высоким нравственным
ценностям.
Решение первой задачи на уроке возможно лишь в атмосфере
взаимоуважения и взаимодоверия, которое должно существовать между
учителем и учениками, т.е. на уроке музыки должна доминировать
педагогика сотрудничества. Учитель должен так стараться строить свои
уроки, чтоб ребята не заметили, что их учат, а сами должны стать
истинными открывателями.
2. Формирование осознанного отношения к музыке, на основе ее восприятия, т.е.
мы должны учить детей слышать музыку и размышлять о ней. Эта задача
тесно перекликаются с задачей формирования художественного вкуса.
Важно формировать иммунитет против низкопробной сиюминутной музыки.
Надо учить находить в области любой музыки (серьезной, легкой)
высокохудожественные образцы. Кабалевский пишет в своей книге
«Воспитание ума и сердца»: «Винить молодого человека в пристрастии к
легкой музыке, значит винить в том, что он молод. Однако, если только
легкая музыка является основой его духовного багажа, то этот факт
говорит о духовной нищете человека». Можно ли встретить человека,
который никогда не читал серьезных книг и ограничивает свой круг только
юмористическими журналами, однако в музыке такая бездуховность
наблюдается довольно часто: человек не зная музыки, говорит с
пренебрежением и невежеством. Кабалевский пишет: «если на одну чашу
весов положить всё даже лучшее, что рождено в области развлекательной
музыки, а на другую - всего лишь одну «Лунную сонату» Бетховена, то эта
чаша весов решительно перевесит первую…». Вот почему на уроке учитель
не должен избегать диспутов, споров, дискуссий.
3. Формирование деятельно-практического отношения к музыке на основе ее восприятия, т.е.
это развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки: они
учатся петь, играть на детских музыкальных инструментах, знакомятся с
элементами пластического интонирования (музыкально- ритмические
движения, даже импровизация).
Развивать творческие способности учитель должен по принципу: от простого к сложному.
|