Меню сайта
Форма входа
Поиск
Сайт учителя музыки Окольновой Ирины Фёдоровны Воскресенье, 28.04.2024, 14:47
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Инновационная работа

Использование метода проектов на уроках музыки 

Презентация "Использование проектного метода на уроках и внеурочной деятельности смотреть

Примеры проектов учеников:

1. Портретно-звуковая галерея русских композиторов 19 века

          2. Воздействие музыки на человека

Одна из моих учениц на вопрос: «Какая она - музыка?» написала такие строки:

Бывает музыка разная:

Импровизационная, разнообразная.

Бывает она лирическая,

Задумчивая, романтическая.

                                          Бывает она и весёлая, легкая, задорная.

 

   Трудно не согласиться со словами девочки. Ведь каждый из нас воспринимает и переживает музыку по-своему. Это зависит от уровня   нашей образованности и воспитанности.

К сожалению, реальность нашей жизни такова, что в наше время понятие интеллигентного человека, увы, не всегда связывается с уровнем его культуры. И я вижу своё предназначение в том, чтобы средствами музыки формировать культурного человека. 

Работая в сельской школе, для меня, по-прежнему, остаются актуальными вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на уроках музыки преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать урок музыки уроком искусства, где не будет места обыденности и схематизму?

Своей первостепенной задачей, как учителя-музыканта я вижу в обеспечении продуктивной деятельности учащихся. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Именно проблемной ситуацией и определяется на уроках музыки вовлечение учащихся в деятельность, способствующую развитию их творческих способностей. И для современного урока музыки внедрение новых методов проблемного и развивающего обучения стало реальностью.

Моя школа сельская. Что представляют собой мои первоклассники: многие из них не были ни в театре, ни в филармонии, а некоторые - даже не посещали детский сад и с музыкой первый раз встречаются в школе на моих уроках. И мне, как учителю музыки, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься музыкой, когда дети начинают «хотеть» слушать её и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Музыкальное образование и воспитание школьников находится в моих руках с 1 по 8 класс. За это время они должны постичь духовный опыт человечества, раскрыть механизм превращения жизненных явлений в музыкальные образы в единстве содержания, формы и средств выражения.

И для себя я выделила те методы, которые сегодня являются наиболее актуальными. Это Метод моделирования художественно-творческого процесса,  Метод сочинения и импровизации,  Метод содержательного анализа инструментального произведения,  Метод отождествления и Метод цвет-образ.  Все эти методы помогают решить проблему обновления содержания предмета «музыка».

Согласитесь, иногда бывает трудно пробудить в ребёнке желание творить. Решить эту проблему помогает  Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр). Он  позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?.., каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены.  И я заметила, что ученики, испытавшие радость творчества, становятся другими.

На открытом уроке осенью 2010года , данный метод был мною продемонстрирован на уроке в 1 классе «Идём в театр. Опера Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка”. Давалась незаконченная тема урока «Идём в театр». При этом не говорилось о том, что будет звучать музыка из оперы «Снегурочка». И после прослушивания двух отрывков была поставлена проблема: о чём нам рассказала музыка? О добре или зле? О радости или печали? О тепле, стуже или холоде? И после того, как дети вышли на два образа Весны и Мороза, была оглашена тема урока полностью. Дети выходили к фортепиано, создавали образы этих персонажей, отождествляли себя с ними, выражали свои чувства и эмоции в цвете. Так, использование данного метода помогло нам пройти путь рождения музыки, воссоздать её как бы «изнутри».

 Мне близок и интересен  «Метод сочинения и импровизации» (В.О. Усачева).  Это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Ребята пробуют исполнить их на инструменте, они становятся в позицию композитора - как бы сочинившего произведение автора для себя, а значит ребенок «пропускает музыку» через свою душу и сердце. Заражаясь детскими эмоциями, переживаниями, проходя весь творческий процесс вместе с детьми, творю и я:

Через музыку проникнуть в душу!

Через музыку понять себя!

Сердцем красоту ты должен слушать -

Истину откроешь для себя!

               

Если предыдущие методы погружают в творческую лабораторию композитора, то «Метод содержательного анализа инструментального произведения» (В.А. Школяр) раскрывает школьникам «технологию» деятельности слушателя. Как много надо знать, чтобы провести содержательный анализ. На основе уже самых первых интонаций дети выдвигают «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном произведении. Поставив ее как содержание «впереди» восприятия и пользуясь механизмом «опережающего отражения», они начинают чувствовать и мыслить от содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую конкретную форму.

Полезным также может быть известный в театральной педагогике "метод отождествления”, то есть слияние своего "я” с образом, мыслью, эмоцией, которые необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Этот метод предполагает не только большую предварительную работу (знание истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры), но и органическое "проживание” художественного образа самими ребятами.

 Благодаря поиску новых методических возможностей, связанных с взаимопроникновением, взаимовлиянием искусств, я открыла для себя и моих детей «Метод цвет - образ» (Подгорная Я.В.). Это позволяет мне проводить интегрированные уроки с моими коллегами. Ведь вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Зная значение цвета, можно придать окраску любому произведению.

Данные методы позволяют не только повысить результативность обучения, но и сделать учащихся более раскованными и эмоциональными. Повысилось количество ребят посещающих кружки вокального пения и театрализованных представлений. Результатами стали призовые места на олимпиадах, дипломы на фестивалях, а главный результат – это положительные эмоции и желание участвовать в музыкальной жизни школы. Применяемая мною диагностика, позволяет проследить путь успеха каждого ученика.

Данные методы тесно переплетаются между собой и способствуют более глубокому проникновению в суть музыки, дают возможность,  размышляя, слушая и исполняя музыкальные сочинения, сконцентрировать свое внимание на том, что же такое МУЗЫКА? Дети от занятия к занятию дают ответ: музыка одушевляет, проникает в суть вещей, радует, печалит, греет, утешает. Музыка может все, а значит Музыка – это Жизнь! Она созидатель и целитель человеческих душ!!! Музыка – универсальный ключ к сердцам человечества!


Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 160
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz