Содержание
Введение
Глава 1. Современные подходы к воспитанию школьников.
1. 1.
Гуманизация и гуманитаризация в сфере образования.
1.2.
Гуманистическое отношение к ребенку.
Глава 2. Современные подходы к использованию метода проектов в преподавании
предмета «Музыка».
2.1 История проектов в России.
2.2 Поэтапная разработка проектной деятельности.
2.3. Виды проектов.
2.4. Из опыта совместной разработки проектов.
Введение
Целью написания данной работы является систематизация и
соединение воедино знаний, полученных в ходе изучения различных дисциплин на курсах
ИПК ПРО г.Ульяновска и собственного педагогического опыта по использованию
метода проектов на уроках как одной из активных форм преподавания музыки.
Основополагающая идея современной
школы - поиск путей развития личности в процессе гуманизации и гуманитаризации
образования, а цель воспитания я определяю так: формирование потребности обучающихся
в самовоспитании, самовыражении: научить учиться, научить общаться, научить
заботиться о своем здоровье, дать профессиональные навыки.
Основной задачей в своей
работе считаю формирование положительной мотивации в процессе изучения предмета
«Музыка» в условиях реализации инновационного подхода в обучении,
обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на
продуктивно-творческий уровень.
Работа учителя музыки в
условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей обучающихся
путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной
проблема творчества обучающихся стала в настоящее время – в период модернизации
российского образования.
Философы называют
современный период общечеловеческого развития прогрессивизмом. Этот термин
проник и в сферу образования, где он оттеняет термины «гуманизация» и
«гуманитаризация», подчеркивая прогрессивность и перспективность названных
процессов в данной сфере.
Глава 1. Современные подходы к воспитанию школьников
1.1. Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека -
это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые
лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт
людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.
«Учительская профессия - это
человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный
духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке
новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из
тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду».
В работах К.Д Ушинского.
Л.Н.Толстого, С.Т. Шацкого и др. нашли свое отражение традиционные идеи
высоконравственных идеалов, гуманистические подходы к личности и ее воспитанию.
Уже тогда К.Д.Ушинский особо отмечал роль деятельности
и активности в становлении личности ребенка.
Очаги гуманистической
педагогики существовали в России всегда. Сегодня в гуманистической
педагогике нет единых трактовок воспитания.
В настоящее время мы
ставим в центр внимания ученика, его развитие, внутренний мир, общение внутри
среды, диалог с окружающим миром. Такая система предполагает, что отношения
между учителем и учеником выстраиваются как диалог и сотрудничество.
Поворот
современной мировой науки к человеческому фактору является предвестником,
подтверждающим научный прогноз, согласно которому «21 век будет веком
психологии, веком наук о человеке».
Гуманистические цели диктуют необходимость пересмотра содержания
образовательных технологий, дидактических и воспитательных концепций. Идея
гуманизма и толерантности все больше закладываются в основу современной школы. Особое
значение в этом контексте приобретает задача гуманизации и гуманитаризации
образования.
Гуманизация и
гуманитаризация учебного процесса преследуют цели через учебный материал и
технологию обучения уделять максимум внимания развитию личности, ее правильному
восприятию других людей, делать ее более человечной. Суть этого подхода к
обучению в одном: соединить учебный предмет с чувствами, переживаниями, опытом
и жизнью обучаемых. Другими словами, гуманистическое обучение преследует
цель целостного воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном
измерениях.
1.2. Все больше и больше в центр педагогической
теории и практики выдвигается личность ученика. В этой связи сегодня идет
переосмысление в сфере образования прежнего отношения к личности ребенка.
Ребенок становится главной заботой общественных, политических организаций.
Детство само по
себе — полноценный период человеческого бытия. А это означает, что
образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем
взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь
ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа —
это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в
окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать
необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на
интересы и потребности учеников.
Обучение в преподавании музыки
требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем в каком-либо
другом учебном предмете, т.к. индивидуальными, прежде всего, являются
эмоции и чувства ученика, а музыка – это и есть эмоции и чувства.
Глава 2. Современные подходы к
использованию метода проектов
в преподавании предмета
«Музыка».
В современных
условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных
технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а
выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка,
стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.
Одной из таких технологий
и является проектная методика.
2.1. Метод проектов широко использовался в России в
30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов.
Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной
мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их
типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась
учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования обучающихся.
В результате идея проектной методики не получила своего развития и исследования
в этом направлении прекратились.
В отличие от полного
забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны
продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя
допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.
Сегодня метод проектов
вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача учителей состоит
в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике преподавания
музыки. Именно осмысление и применение этого метода в новой
социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной
ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о
новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи
личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Итак, что же представляет
собой проектная методика обучения музыке в средней школе?
Применительно к уроку музыка,
проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися
комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект ценен тем, что в ходе
его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать
опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.
Проектная методика
характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися
своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность,
принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Главные цели введения метода
проектов
в практику преподавания
музыки:
· показать умения отдельного ученика
или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
· реализовать свой интерес к предмету
исследования, приумножить знания о нем;
· продемонстрировать уровень
обученности и знаний в области музыки;
· подняться на более высокую ступень,
образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя
работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
- тематика
музыкального проекта должна быть актуальной;
- проблема,
предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на
привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников
информации;
- необходимо
вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с
учетом уровня его музыкальных компетенций.
Ориентируясь на
цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы обучающихся
в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику. Опыт
работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться
только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в
активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный
интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того
чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему
интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от
усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
В проектной методике
используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой
преподавания музыки. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с
удовольствием и т.н. эгофактор.
Новизна подхода в том,
что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения,
начиная с первого занятия по проекту.
В чем суть проекта,
влияет ли его применение на модель обучения, с какой регулярностью и в какой
форме проектные задания включаются и какова техника их выполнения?
Я использую метод проектов
в разноуровневых классах на протяжении двух лет. Наиболее полно и широко он применим
для классов, где общий уровень развития обучающихся позволяет давать им и более
высокий уровень знаний.
В преподавании музыки
метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически
по любой теме.
Осуществляя эту работу,
школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории
создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное
мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной
тематики и т.д.
В проектной методике
используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами
выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и
презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания
выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко
стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для
свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие
коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих
ту или иную информацию.
Подготовить, оформить и
представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных
заданий.
С помощью проектной
методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор
детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить
кабинет музыки творческими работами детей.
Овладение знаниями в
области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную
радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении проектной
работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо
придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
• во-первых,
поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные
идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников,
желательно поощрять их самостоятельность;
• во-вторых, должен
быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных
заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
• В-третьих,
большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет
максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома,
на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый
урок.
Проект осуществляется по
определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
Приступая к созданию
учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
- предварительно изучить
индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
- выбрать тему проекта,
сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников
проекта.
Сначала формируются рабочие
группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя
обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к
формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в
их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных
социальных групп.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском
новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее
документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки,
музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно,
другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не
подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать
ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта.
Важным стимулом для
развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности
при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо
представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой
методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.
5. Подведение
итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов
от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
Начало
проектной деятельности школьников обычно очень простое. Например, «Портрет композитора», «Путешествие в мир
музыкальных инструментов» и т.д. У детей должно создасться
впечатление, что проект на уроке музыки - это новые знания, общение,
деятельность, удовольствие.
В своей практике я
планирую также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть:
· мини-исследовательские проекты (например, «Рейтинг
любимых композиторов», «Рейтинг любимых музыкальных клипов» и т.д.).
· С удовольствием ребята начальных
классов выполняют и такие ролевые проекты
- как инсценирование детских песен. Ролевая игра имеет большое значение для
развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает,
начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем
творческие возможности.
По характеру
конечного продукта проектной деятельности, можно
выделить следующие виды проектов
в области изучения предмета «Музыка»:
1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание
фрагментов биографии композиторов и.т.д.
2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии
композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов» можно включить в практику,
начиная с 3 класса.
3.Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия
для школы или отдельного класса.
4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты,
фестивали и.т.д.
5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для
стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.
6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал
по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.
Проекты
предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания,
общаться с другими людьми, искать фот
|