Музыка учит ребенка
не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но
и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды
восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Ребенок,
играющий «Осеннюю песнь» Чайковского и как бы видящий в это время
грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно
представлять все излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать.
Конспектируя
материал, он будет его усваивать тоже гораздо лучше, потому что у него
налажена моторная память, то есть связь между мышлением и двигательными
функциями руки. Вы и сами знаете, что иногда какой-нибудь забытый навык
вспоминается больше руками, а не головой.
Кроме того, музыка
развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение
другими видами искусств... История знает массу людей, талант которых
многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют
способности к другому. Леонардо да Винчи был скульптором, художником,
архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил
природу вокального искусства.
Александр Сергеевич Грибоедов,
русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и
органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на
скрипке... Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и
тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных
способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.
Во-первых,
ребёнок может выбрать, с каким родом деятельности будет связана его
судьба и сам определиться, так как имеет представление и о науке, и о
живописи, и о музыке. Во-вторых, чаще всего после окончания получения
начального музыкального образования, решение принимается самостоятельно
и как правило без замешательств, что говорит о полной личностной
сформированности ребёнка. О влиянии музыки на человека можно говорить
бесконечно...
В
музыке, что обычно забывается, немало математики. Мы используем
западноевропейской нотную систему, основа которой – две вполне строгие
шкалы частоты и времени. Частоты звукоряда представляют собой
геометрическая прогрессию с коэффициентом 1,059... (корень 12 степени
из 2), а временная организация это звуки и паузы, находящиеся в кратных
отношениях (чаще всего деноминатором выступает степень 2). Структура
музыкального произведения нередко оказывается очень простой,
представляя собой чередование некоторых «блоков-модулей» определенной
протяженности. Мелодические партии имеют, как правило, деление на
мотивы, фразы, предложения и периоды, а аккомпанирующие – явно
выраженный периодический характер. И все это еще объединено гармонией –
своеобразными матрицами нормативных сочетаний звуков из некоторой сетки
частот.
На практике музыкант значительно реже математика
задумывается о формальной основе музыкального произведения, которая
зафиксирована в нотах. То, что действительно в музыке является строгим,
складывалось столетиями, обусловлено акустическими явлениями и
психологией восприятия звука. Но все это для традиционного музыканта
некая данность, фундамент, который в повседневной практике не требует
ни ревизии, ни пристального внимания. И это оправданно, поскольку
предмет музыканта, будь он исполнителем, композитором, педагогом или
теоретиком, менее формализован и включает собственные непростые задачи.
Нотный
текст и звучащее произведение – вещи очень разные. По сути, партитура
это лишь план действия исполнителя. С акустической точки зрения,
звучащее произведение – чрезвычайно сложный объект, уникальность
которого связана с конкретным музыкантом и конкретным исполнением.
Действительно, анализируя версии самой простой мелодии, разбираясь в
волнах и спектрах акустической записи, можно схватиться за голову от
обилия нюансов.
Очень
давно, начиная с Пифагора, а может быть и ранее, математики обратили
внимание на формальную сторону организации музыки – временную и
частотную шкалы. Однако, механизмы, воспроизводящие музыку по
программе, появились раньше, чем механизмы-калькуляторы, поэтому я
рискнул бы назвать музыкантов самыми первыми программистами. Впрочем, и
в письменном наследии древних культур, пожалуй, только нотные записи,
как описание временного процесса, ближе всего к текстам программ. Как в
партитурах, так и в текстах программ есть блоки, условия, циклы и
метки, только не многие программисты и музыканты знают об этих
параллелях. Но, помня об этом, уже нельзя удивляться тому, что инженеры
заставляли воспроизводить мелодии самые первые ЭВМ. Правда музыканты не
могли относить машинную музыку к настоящей, возможно потому, что в ней
не было ничего, кроме мертвых звуков или плана. Да и сам машинный звук,
являвшийся на первых шагах простым меандром, был крайне далек от
звучания акустических инструментов. Видимо поэтому следующим периодом в
развитии музыкальных компьютерных технологий стали исследования и
разработки методов синтеза звука.
(Фрагмент статьи «Алгеброй гармонию поверить», PCWeek, (127) 03/1998)
Не
вызывает ни малейших сомнений тот факт, что наблюдается существенная
связь между ранним музыкальным опытом и уровнем познавательного
развития в определенных,не имеющих отношения к музыке сферах,таких, как
математика, память, а также восприятие пространства и времени. На деле
же исследования влияния музыки на детей показывают даже то, что
познавательные успехи детей возрастают соответственно тому, сколько лет
дети активно развивают свои музыкальные способности, а также то, что
чем раньше у ребёнка пробуждают интерес к активной музыкальной
деятельности, тем очевиднее будут успехи в упомянутой области!
|