Музыка
Обязательный минимум
содержания основных образовательных программ
- Основы
музыкальной культуры
- Музыка
в формировании духовной культуры личности
- Опыт
музыкально-творческой деятельности
- Требования
к уровню подготовки выпускников
Музыка
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части
духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха,
певческого голоса, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к
сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого
воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее
интонационно-образ-ной природе, жанровом и стилевом многообразии, о
выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном
фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и
зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее
взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в
различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении
(в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном
музицировании, музыкально-пласти-ческом движении, импровизации,
драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке,
музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального
вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с
высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию;
эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и
исполнительской культуры учащихся.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Основы музыкальной культуры
Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа
музыки. Интонация как носитель смысла в музыке. Музыкальный образ и музыкальная
драматургия. Возможности музыкальных форм (двухчастной и трехчастной, вариации,
рондо, сюиты, сонатно-симфонического цикла) в воплощении
музыкального образа и его развития. Разнообразие вокальной,
вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и
театральной музыки. Характерные черты русской и западноевропейской музыки
различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений,
индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности.
Исполнение музыки как искусство интерпретации. Основные виды исполнительской
деятельности: пение, игра на музыкальных инструментах и их разновидности.
Певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас, дискант и др. Хоры:
академический, народный. Виды оркестра: симфонический, камерный, духовой,
оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр. Характер звучания
отдельных инструментов.
Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное
творчество как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального
фольклора своего народа и других народов мира.
Песенность, напевность как феномен русского народного пения, искусство
распева тонов и импровизации. Русская народная музыка и ее основные жанры (наиболее
распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины,
лирические песни, частушки). Исполнительские типы художественного общения: "самообщение"
("пение для себя"), сказительское (для аудитории), игровое (детское,
обрядовое, танцевальное и др.), соревновательное (при активной реакции публики).
Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения
композиторов к народной музыке.
Музыкальный фольклор народов России и других стран: интонационное
своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и
инструментальной народной музыки, получившие широкое распространение в
музыкальной культуре других народов (полька, вальс, полонез, и др.).
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX - ХХ веков. Духовная
музыка в эпоху средневековья: знаменный распев. Духовная музыка в синтезе с
храмовым искусством.
Общая характеристика духовной и светской музыкальной культуры второй
половины XVII - XVIII веков: влияние западноевропейской музыки на развитие
русского музыкального искусства; становление и утверждение светской музыки в
русской музыкальной культуре XVII века; основные жанры профессиональной музыки:
кант; партесный концерт; хоровой концерт. Знакомство с музыкой
Д.С. Бортнянского.
Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Роль
фольклора как основы профессионального музыкального творчества. Обращение композиторов
к национальному фольклору и к фольклору других народов. Особенности проявления
романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность,
народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической
школы.
Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия,
ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония;
опера, балет.
Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная,
литургия.
Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной
школы и их претворение в творчестве М.И.Глин-ки, М.П.Мусоргского, А.П.Бородина,
Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского. Развитие традиций русской классической
музыкальной школы в творчестве С.В.Рахманинова.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX - ХХ веков. Средневековая
духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал.
Западноевропейская музыка эпохи Возрождения: вилланелла, мадригал,
мотет (О.Лассо, Д.Палестрина). Связь профессиональной
композиторской музыки с народным музыкальным творчеством и ее своеобразие.
Западноевропейская музыка эпохи Барокко. Знакомство с творчеством И.-С.Баха
на примере жанров прелюдии, фуги, мессы.
Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Общая характеристика
венской классической школы (И.Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен).
Отличительные черты творчества композиторов-романтиков (Ф.Шопен, Ф.Лист,
Р.Шуман, Ф.Шуберт, Э. Григ). Основные жанры светской музыки:
камерная инструментальная музыка (прелюдия, ноктюрн и др.),
соната, симфония и др. Знакомство с оперным жанром в музыке
западноевропейских композиторов XIX века на примере творчества Ж.Бизе, Дж.Верди,
Дж.Рос-сини. Знакомство с образцами духовной музыки: реквием.
Отечественное и зарубежное музыкальное искусство ХХ века. Традиции и
новаторство в творчестве композиторов ХХ столетия. Стилевое многообразие музыки
(импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.).
Взаимопроникновение "легкой" и "серьезной" музыки.
Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов
академической направленности (И.Ф.Стравин-ский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, Г.В.Свиридов,
Р.К.Щедрин, А.И.Хачатурян, А.Г.Шнитке) и зарубежных композиторов
(К.Де-бюсси, К.Орф, М.Равель, Б.Бриттен, А.Шенберг).
Джаз (Л.Армстронг, Д.Эллингтон, К.Бейси, Л.Утесов). Спиричуэл,
блюз (Э.Фицджеральд). Симфоджаз (Дж.Гершвин).
Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее "музыкальным
символом" своего времени (И.О.Дунаевский, А.В. Александров).
Многообразие современной популярной музыки: отечественной: авторская песня (Б.Ш.Окуджава,
В.С.Высоцкий, А.И.Галич); мюзикл (Л.Бернстайн), рок-опера (Э.-Л.Уэббер);
рок-н-ролл (Э. Пресли); британский бит ("Битлз"), фолк-рок (Б.Дилан);
хард-рок ("Лед Зеппелин", "Дип Пёпл"); арт-рок ("Пинк
Флойд"); реггей (Б. Марли), хеви-метал ("Джудас Прист") и др.
Представления о музыкальной жизни России и других стран. Выдающиеся
российские исполнители: Ф.И.Шаляпин, С.В. Рахманинов, С.Т.Рихтер,
Э.Г.Гилельс, Д.Ф.Ойстрах, Е.А.Мравин-ский, Е.Ф.Светланов, А.В.Свешников и др.
Выдающиеся зарубежные исполнители: Э.Карузо, М.Каллас, Р.Тибальди,
Э.Горовиц, И.Менухин, А.Рубинштейн, Г. фон Караян, А.Тосканини и др.
Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П.И.Чайковского.
Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва),
Мариинский театр (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан),
Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон),
Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк).
Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: Музей
музыкальной культуры имени М.И.Глинки. Московская государственная консерватория
имени П.И.Чайковско-го, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени
Н.А.Римского-Корсакова.
Выдающиеся российские музыкальные коллективы: Русский народный
академический хор им. М.Е.Пятницкого, Русский народный академический оркестр
им. Н.П.Осипова, Государственный академический оркестр Ленинградской
филармонии.
Музыка в формировании духовной культуры личности
Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство
художественных образов разных искусств. Общность тем, взаимодополнение
выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в
театре и кино.
Коммуникативная, этическая, эстетическая и познавательно-просветительская
направленность музыкального искусства, его возможности в духовном
совершенствовании личности. Музыкальное искусство в преобразовании духовного
мира человека, достижении комфортности его душевного состояния.
Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов
различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы
В.-А.Моцарта, Д.Верди, Б.Бриттена), вечности духа и кратковременности
земной жизни (в творчестве И.-С. Баха), любви и ненависти ("Ромео
и Джульетта" У.Шекспира в трактовках Г.Берлиоза, П.И.Чайковского и
С.С.Прокофьева); войны и мира (творчество Д.Д.Шостаковича, Г.Малера,
Д.Б.Кабалевского); личности и общества (Л. ван Бетховен, А.И.Хачатурян,
А.Г.Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М.П.Мусоргский,
Р.Шу-ман, Ж.Бизе) и др.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада
и Востока.
Опыт музыкально-творческой деятельности
Обогащение творческого опыта в разных видах музыкальной деятельности.
Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное
восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества,
профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных
исторических эпох и стилевой принадлежности; своеобразия исполнительской
трактовки. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
Пение. Творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и
хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической
музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в
том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их
исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации.
Музыкально-пластическое движение. Обогащение опыта
индивидуально-личностной передачи музыкального образа в его выражения
пластическими средствами, в том числе танцевальными.
Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой
деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная
импровизация. Создание инструментальных композиций на основе знакомых мелодий
из вокальных и инструментальных произведений.
Драматизация музыкальных произведений. Создание
художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки
сценическими средствами. Выбор сценических средств выразительности, поиск
вариантов сценического воплощения детских мюзиклов (фрагментов) и их
воплощение.
Музыка и современные технологии. Использование
информационно-коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и
воспроизведения музыкальных произведений. Расширение опыта творческой
деятельности в музицировании на электронных инструментах. Поиск музыкальных
произведений в сети Интернет.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать
- специфику музыки как вида искусства;
- возможности музыкального искусства в отражении вечных
проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- основные формы музыки;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских
и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполните-лей;
уметь
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать
музыкальные произведения;
- узнавать на слух изученные произведения русской и
зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества,
произведения современных композиторов;
- выразительно исполнять соло: несколько народных песен,
песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору
учащихся);
- исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением
и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения,
в том числе с ориентацией на нотную запись);
- сравнивать музыкальные произведения на основе полученных
знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых
направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- сравнивать интерпретацию одной и той же художественной
идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов,
виды хора и оркестра;
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства
на уровне общности идей, тем, художественных образов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу
друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях,
школьных праздниках;
- слушания музыкальных произведений разнообразных стилей,
жанров и форм;
- размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной
позиции относительно прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о
музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов,
музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и
др.); определения своего отношения к музыкальным явлениям
действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме
устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе,
рецензий.
|