Опираясь на принцип тематизма, урок музыки можно разделить на несколько типов:
Введение в тему
Как правило, 1 урок четверти является уроком
введения в тему. Здесь учитель должен следовать принципу от общего к
частному, то есть тема даётся в начале в обобщённом варианте, а затем
на других уроках она детально рассматривается. Например, на
1 уроке 1 четверти в 1 классе учитель в общем знакомит учеников с 3
китами в музыке, а затем на 2 и 3 уроках рассматривает подробно марш,
на 4 и 5 - танец, на 6 и 7 - песню.
Уроки углубления темы
Это остальные уроки. Чаще всего они строятся по следующей формуле:
- накопление жизненного и слухового опыта и опора на него;
- непосредственное углубление темы;
- закрепление темы на новом музыкальном материале через различные виды деятельности.
Например, при изучении темы "Марш” учитель
спрашивает: когда в жизни мы сталкиваемся с маршем? Затем знакомит с
различными видами марша (футбольный, деревянных солдатиков и др.), а на
следующем уроке закрепляется этот материал при прослушивании разных
вариантов маршей, которые написаны для одного инструмента, но звучат
по-разному (автор - Д. Б. Кабалевский).
Обобщающий урок
Это последний урок каждой четверти. Задача в том,
чтобы понять насколько прочно ребята усвоили тему четверти, поэтому
наряду с пройденным материалом в течение четверти в урок включается
одно - два новых произведения (по слушанию) для того чтобы на новом
музыкальном материале проверить насколько глубоко ребята ориентируются
в рамках четверти. Подбор материала осуществляется совместно учителем и
учениками на протяжении четверти. Как правило, обобщающие уроки
проходят в увлекательной форме. Например,
"Путешествие в музыкальную страну”, "Музыкальная викторина” и т. д.
Урок соответствующим образом оформляется(атрибуты участникам; если
принимают участие команды, то команда-победительница как-то поощряется
и др.) Однако, Д. Б. Кабалевский говорил о том, что обобщающие
уроки ни в коем случае не должны быть только развлечением. Они должны
нести в себе воспитывающие, образовывающие, развивающие функции.
Урок - концерт
Проводится в конце каждого учебного года. Он может
проходить как в отдельно взятом классе, так и по параллелям. На этот
урок непременно приглашаются гости: учителя, родители учащихся,
учащиеся старших классов. Цель урока: посмотреть,
насколько прочно ребята освоили темы пошедшего года. Именно поэтому в
урок включаются наряду с пройденными произведениями за весь год одно -
два новых (по слушанию). Обязательно включение в урок - концерт такой
песни, в исполнении которой могли бы участвовать все присутствующие,
кроме того, можно раздать им карточки с терминами, которые
присутствующие поднимут в нужный момент, а может быть будут
использованы детские музыкальные инструменты. Необходимо тщательно
продумать оформление помещения, где будет проходить данный урок, чтобы
царила атмосфера праздника. "Этот урок должен воедино соединить в себе
элементы концерта и обычного урока”, - писал Д. Б. Кабалевский. В конце
урока даётся задание: летом обязательно общаться с музыкой, вести "Дневник музыкальных впечатлений”. "Пусть все присутствующие уйдут с этого урока как с праздника музыки”, - Д. Б. Кабалевский.
|